Занятия математикой летом. Почему это полезно

Наконец-то школа позади, наступило лето! Три месяца круглосуточного отдыха  без длинных нудных уроков и домашних заданий. Без скучных учебников и надоевших формул, задач и теорем.  Как хорошо – никакой учебы!

Саморазвитие или все же только отдых?

Есть школьники, которые используют время на каникулах не только для отдыха, но и для саморазвития: готовятся  в профильных лагерях к предметным олимпиадам, учат иностранные языки в различных языковых школах, самостоятельно или с репетиторами начинают подготовку к ЕГЭ. Таких ребят сейчас становится всё больше. Но иногда они встречают не поддержку, а удивление или откровенное неодобрение: так нельзя,  лето – это святое. Надо отдыхать, набираться сил! Учеба подождет.

И в самом деле, не терять же лето?  Отдыхать – когда?

Давайте подумаем!  Отдых – это смена деятельности, а потому непрерывный отдых тоже утомителен. Значит, занятия летом – отдыху не помеха, а, скорее, подспорье. Надо только выбрать нужные занятия и правильный темп подготовки. Ведь по разным данным, школьники, которые не прекращают занятия летом, в следующем классе показывают на 12-25% более высокую успеваемость по предмету, нежели их тотально отдыхавшие товарищи. И эта успеваемость достигается не увеличением затраченного на учебу времени, а именно той «форой», которую обеспечивает обучение на каникулах.

Математика летом, или Как избежать сентябрьского стресса

Когда речь заходит пользе летних занятий математикой, большинство вспоминает о подготовке к ЕГЭ. И это вполне понятно: математика, пожалуй, один из самых сложных предметов. Только лишь за последний учебный год освоить объем материала, требующийся для успешной сдачи профильного экзамена, просто невозможно. А уровень, который считается «успехом», год от года растет. Вместе с ростом проходных баллов в вузы, принимающие результаты профильного ЕГЭ.

Поэтому школьникам, планирующим поступать на фундаментальные (и престижные) специальности технических и экономических вузов определять свою «индивидуальную образовательную траекторию» нужно как можно раньше. И, конечно, эффективный план подготовки должен строиться с учетом летних занятий.

Но от занятий на каникулах выигрывают не только старшеклассники, готовящиеся к важным экзаменам, – «летняя математика» принесет пользу  ученикам любых классов. Почему?

Представьте себе: через три месяца закончится лето.  И наши отдохнувшие, загоревшие, выросшие дети вернутся за парты.  И тут, как это обычно и бывает, обнаружится, что все знания, которые с таким трудом добывались в течение учебного года, легким дуновением летнего ветерка унесло в неведомые дали. Такое случается каждый год, и каждый год мы  недоумеваем: как так, только сентябрь, а ребенок уже отстал по всем предметам?!

Считается, что математика не забывается. Забыть, если долго не пользуешься,  можно лексику и синтаксис иностранного или даже родного  языка, но не алгоритмы сложения и умножения дробей или теорему Пифагора. К сожалению, как показывает практика, это не так. И после каникул многие уже хорошо освоенные математические навыки становятся для ребят «чужими»: четвероклассники теряют алгоритмы умножения в столбик и деления уголочком, семиклассники – логику арифметических действий с отрицательными числами и вынесения за скобки общих множителей, девятиклассники –  решение неравенств и тригонометрические функции. Отведенных на повторение двух недель не хватает, программа идет вперед, а потому каждый учебный год ребенок начинает с довольно сильного стресса.

А ведь чтобы избежать такого неприятного начала учебы, не надо летом заниматься математикой каждый день, как это традиционно происходит с сентября по май. Сейчас наш ученик свободен от школьной  нагрузки, а потому каникулы – именно то время, когда можно малыми средствами и усилиями достичь очень многого.  Одного-двух занятий в неделю вполне хватит, чтобы не только поддержать достигнутый за год уровень, но и существенно его расширить. Более того, летние занятия очень помогают мотивированным школьникам без экстремальных усилий и не в ущерб остальным предметам углубить свои знания математики до олимпиадного уровня.

Летние занятия онлайн

Сегодня всё больше и больше преподавателей математики работают дистанционно, с использованием различных интерактивных онлайн-досок. А потому общение с репетитором вовсе не предполагает обязательного присутствия в городе: для совмещения летнего отдыха и занятий ученику достаточно иметь ноутбук или планшет, стабильный Интернет  и, конечно, мотивацию.

Во время и после пандемии дистанционное обучение вышло на новый уровень. Значительно вырос уровень различных онлайн-сервисов, появилось огромное количество цифровых материалов, пришло  понимание того, что именно за таким обучением будущее.

 

И еще раз о мотивации

Недостаток мотивации – это главное препятствие, то самое «узкое горлышко», которое снижает эффективность любых летних занятий. В равной степени это касается и онлайн, и офлайн обучения.

В первую очередь, сказывается отсутствие соревновательного компонента. Ведь не секрет, что для ребят очень важно постоянно проявлять свою компетентность именно в группе ровесников. Поэтому учебу в школьном коллективе они воспринимают с большим энтузиазмом, нежели продолжительные индивидуальные занятия без возможности «показать себя». Таким детям подойдут различные комбинации индивидуальных и парных занятий или занятий математикой в малых группах с численностью учеников до 3-4 человек (онлайн или офлайн).  Такой формат позволяет использовать для мотивации ребят лучшие стороны соперничества, и при этом каждый ученик получает необходимое внимание, обучаясь в удобном для себя темпе.

Однако есть ребята, которые, напротив, воспринимают школьный коллектив как предельно некомфортную для себя среду. Часто этим детям обучение дается тяжело.  От одноклассников (да и от учителя, к сожалению, тоже) они ждут не поддержки, а осуждения. В этом случае летние занятия математикой позволяют ребенку уменьшить, если не убрать вовсе, свою школьную дезадаптацию, почувствовать себя увереннее и в предстоящем учебном году стабилизировать успеваемость. Мотивация ребенка в этом случае может быть поддержана именно осознанием реальности достижения таких перспектив. А поддержать ребенка в этом – задача взрослых: родителей и, конечно, педагога-репетитора.

***

Все мы знаем, что наши дети быстрее всего растут летом. Свежий воздух, солнце, витамины делают свое дело, и заказанная весной на весь класс школьная форма к осени уже половине класса безнадежно мала. Но мало кто из родителей подозревает, что летом мы может ускорить не только физический, но умственный рост ребенка.  Если к перечисленным выше «природным» факторам добавим еще и умеренную интеллектуальную нагрузку.

Хорошего вам лета! И не забывайте о занятиях математикой!

Записаться на занятия можно по Скайпу (Skype: math-class) или написав в WhatsApp (тел. +7-960-688-85-51). Любовь Алексеевна